- Оборудование HiWatch
- Оборудование NOVIcam
- Оборудование Эридан
- Оборудование SLT
- Оборудование ComOnyX
- Оборудование Alerto
- Оборудование Major
- Оборудование CTV
- Оборудование CARDDEX
- Оборудование MKV Pro
- Металлодетекторы Блокпост
- Подключение видеодомофонов Optimus к домофонам в многоквартирных домах
Видеомофоны Optimus могут быть подключены к сети общедомового домофона, что позволяет принимать от него вызовы, управлять открытием подъездной двери и производить видеонаблюдения перед подъездной дверью....
- Стартует специальная акция для проектов с IP-камерами Axis
Стартует специальная акция для проектов с IP-камерами Axis. С 1 августа по 30 октября 2015 г. вы можете приобрести монобрендовую версию ПО Macroscop, поддерживающего только камеры Axis, и сэкономить 45% от стоимости.
- Видеонаблюдение придомовой территории на базе оборудования TFortis
Какие технические сложности могут возникнуть при монтаже системы видеонаблюдения в частном доме и как их решить с помощью оборудования TFortis?
СКУД в школе: Информационный инструмент с большими возможностями
Производители систем безопасности и автоматизации уже много лет предлагают специализированные решения для тех или иных отраслей и предприятий, банков, промышленности, супермаркетов и т.д. Разделение продуктов на такие специализированные категории оправдано в разной степени. В каких-то отраслях присутствует специфика, которая может и должна быть учтена в адаптации продукта, в других это в чистом виде маркетинг. В этой статье пойдет речь об одной из категорий таких специализированных продуктов, а именно о системах контроля и управления доступом для школ.
Начать стоит с того, что за последние годы интерес к этому классу решений значительно возрос. Производители предложили свои продукты, началось массовое внедрение СКУД в школах, кто-то оказался резко против и т.д. Бесспорно то, что внимание к этой теме велико и со стороны специалистов, и со стороны педагогов, родителей и других людей, которые не всегда представляют себе плюсы и минусы применения различных технических средств. Попробуем взглянуть на некоторые важные аспекты применения данных систем.
Безопасность и ограничение доступа
Основная и наиболее понятная и очевидная для всех функциональность, предоставляемая СКУД, как следует из самого названия этих систем, – управление доступом. В школе редко востребованы сложные функции такого управления, поэтому можно говорить скорее об ограничении доступа.
Ни родителям, ни педагогам не хочется, чтобы в школу имели доступ посторонние, поэтому ограничение доступа с помощью турникетов выглядит логичным решением.
Важно понимать, что СКУД и турникеты с доступом по карточкам, как и любое техническое средство могут служить для повышения безопасности, но только в сочетании с организационными мерами. Техника не сможет повысить уровень безопасности без правильного применения и комплекса сопутствующих мер.
В школе всегда есть несколько входов и выходов, соответственно полная автоматизация одного центрального не может исключить проникновение злоумышленника. Но еще более важно то, как организован проход там, где используется СКУД. Даже если карточки доступа (как правило, для идентификации при проходе через турникет используются именно бесконтактные карты), помимо учеников, розданы не только педагогам и персоналу школы, но и родителям, которые периодически школу посещают, то все равно постоянно возникают ситуации, когда охрана предоставляет доступ без автоматической идентификации, другими словами, без карточки (или другого используемого пропуска). Основная причина этого – сами ученики, которые периодически теряют или забывают пропуска. Вторая – те лица, которым необходимо посещать школу и которых невозможно внести в базу данных имеющих доступ. Это могут быть родственники, заменяющие родителей в конкретный день, лица, доставляющие продукты в столовую, рабочие, ведущие ремонт и т.д. Очень важно, как именно организована процедура доступа для таких людей. Технические средства СКУД позволяют протоколировать все случаи доступа без автоматической идентификации, разрешенные в ручном режиме, а значит, и возможность спросить с охранников, почему они разрешили пройти внутрь тому или иному человеку. Если в школе используется интеграция СКУД и системы видеонаблюдения, то в большинстве случаев можно автоматизированно получить кадры видеоархива по каждому такому событию. Важно, чтобы администрация школы ответственно относилась к тому, как охрана разрешает доступ посетителей. Если можно на словах попросить охранника пропустить в школу, то технические средства не помогут. К тому же современные СКУД предоставляют возможность автоматизированного управления доступом посетителей, в том числе с использованием автоматического распознавания документов.
Пожарная безопасность
Школы находятся под пристальным вниманием органов, контролирующих пожарную безопасность, и это совершенно правильно. Поэтому при внедрении СКУД в школе всегда встают вопросы как обеспечения самой безопасности, так и согласования проекта с МЧС.
На самом деле, ничего страшного в применении СКУД с этой точки зрения нет, но, как и везде, лишь при грамотном подходе. Существует ряд норм, выполнение которых обязательно, им должна соответствовать применяемая система, а главное – проект ее внедрения. Должна быть правильно сформирована зона прохода, должна обеспечиваться разблокировка турникетов при срабатывании пожарной сигнализации, должна быть предусмотрена возможность экстренного освобождения прохода с помощью так называемых ограждений "Антипаника" и т.д.
Если все это сделано и сделано правильно, то МЧС согласовывает такие системы, так как они действительно соответствуют всем самым строгим нормам. Сотни успешных внедрений подтверждают и иллюстрируют это.
Статистика и учет посещаемости
Следующая важнейшая функция СКУД – учет посещаемости учеников. Причем в этих данных заинтересована не только администрация школы, но и другие потребители информации, к которым относятся как родители, так и другие учреждения системы образования, районные управления, комбинаты питания и т.д.
Сбор данных становится автоматизированным и быстрым, они сразу доступны в цифровом виде, а значит информация может быть использована большим количеством способов.
Первое и очевидное – информирование родителей о посещениях школы их ребенком. Это может быть статистика, доступная, например, на сайте школы, это могут быть уведомления, рассылаемые с помощью SMS-сообщений. "Ученик вошел в школу в 7.54", а значит, можно не волноваться.
Но важна информация не только о конкретных учениках, но и обобщенная статистика, особенно в периоды, когда посещаемость может меняться, например во время сезонных эпидемий. Управления образования могут оперативно наблюдать за меняющейся ситуацией, а, например, школьные столовые – экономить средства, меняя количество закупаемых или изготавливаемых пирожков.
SMS-оповещения
Еще одна возможность – автоматизированная рассылка SMS-сообщений тем родителям, которые хотят их получать. На этом имеет смысл остановиться чуть более подробно.
Необходимо упомянуть очевидные вещи: во-первых, SMS-сообщения не бесплатны, а во-вторых, их рассылается много. Поэтому школа не может предоставлять такую услугу по своему желанию, и в дело, как правило, вступают организации, осуществляющие внедрение и обслуживание системы контроля доступа. Для них такая услуга является дополнительным источником дохода, так как родителям она предоставляется на условиях абонентской платы. Существуют даже примеры, когда все внедрение СКУД было профинансировано коммерческими компаниями ради получения возможности предоставлять родителям такую платную услугу.
SMS-сообщения при массовой рассылке, как правило, закупаются большими пакетами со скидкой, а стоимость услуги для родителей может составлять 50–200 рублей в зависимости от региона. Но для того, кто предоставляет такую услугу, ее себестоимость складывается не только из стоимости самих SMS, но и из того, что нужно администрировать списки рассылки сообщений, собирать платежи и т.д.
Желание родителей присоединиться к такому сервису в значительной степени зависит от позиции администрации школы. Всегда есть те, кто считает подобный контроль излишним, но общее количество родителей – пользователей услуги зависит в первую очередь от умения ее преподнести и от того, от кого исходит инициатива.
Автоматизация расчетов за питание
Еще одна важная функциональность систем контроля доступа не связана непосредственно с доступом. Речь идет об автоматизации платежей в школьной столовой или буфете. Изначально различные СКУД начали предлагать возможность использования уникального идентификатора сотрудника (как правило, бесконтактной карты) для безналичного расчета в столовой предприятий. Сотруднику достаточно поднести карту, плата за обед списывается со счета, на который заранее зачисляются деньги, либо расчет осуществляется позднее, например при следующей выплате зарплаты.
Ситуация в школе практически полностью идентична описанной выше, а значит можно автоматизировать расчеты и в школьной столовой.
Помимо удобства и скорости расчетов, это создает и некоторые другие возможности. Например, родители получают возможность просмотра статистики расходования средств, но что более важно, деньги, зачисленные на счет ученика, уже не могут быть потрачены на что-то постороннее, да и хулиганы отобрать их уже не смогут.
Кроме родителей, такая система удобна и интересна и школьной столовой либо комбинату питания, который поставляет продукты в школьную столовую. При расчетах наличными деньги поступают уже после того, как необходимые продукты были закуплены и использованы. Когда родители зачисляют деньги на счет ученика, то фактически это является предоплатой, которая может быть использована для того, чтобы закупать продукты большими партиями или более оптимально.
Известны проекты внедрения СКУД, в которых инициаторами выступали именно ответственные за организацию питания в школе.
Электронные дневники
Электронные дневники – еще одно из относительно новых технических решений, повсеместно применяемых в школах. Причем разработчики таких систем стремятся не только предоставить в цифровом виде информацию, которая раньше передавалась от педагогов к родителям с помощью бумажного дневника, но и стать неким единым информационным пространством для педагогов, учеников и родителей. Например, в систему электронных дневников вносится информация о контрольных, домашних заданиях, преподаватели распространяют там учебные материалы. В этой же среде удобно предоставлять и информацию о посещаемости, что и подтверждается примерами интеграций СКУД и электронных дневников.
Кроме того, все большее количество школ имеет собственные сайты, некоторые из них предоставляют на них и информацию о посещаемости, интегрируя для этого СКУД.
Интеграция
Современная СКУД – лишь один из компонентов в комплексе автоматизации здания, и школа – не исключение из этого правила. Это видно и из приведенных выше конкретных примеров использования СКУД. Существуют и некоторые другие возможности интеграции.
Интеграция СКУД и системы видеонаблюдения – достаточно распространенная практика для рынка технических средств безопасности. Такие решения находят применение и в школах. Возможности, предоставляемые разными производителями и разработчиками, различны, к основным функциям, используемым в школах, можно отнести объединение интерфейсов наблюдения и совмещение архивов двух систем. Интеграция фактически используется для того, чтобы сделать более удобным наблюдение за происходящими событиями, например расположить рядом видео с камеры наблюдения и данные об осуществляемых проходах, поступающие из СКУД, а затем для того, чтобы работа с собранной информацией была более удобной. Например, при использовании интеграции для просмотра видеозаписи какого-то события из архива СКУД нет необходимости осуществлять поиск в архиве видеонаблюдения – соответствующий отрывок видеозаписи может быть показан автоматически.
Как мы видим, СКУД в школе – это не только и не столько система безопасности, сколько гибкий информационный инструмент с множеством возможностей и применений. В данной статье мы лишь в общих чертах рассмотрели некоторые из них, но огромное количество деталей осталось за ее рамками. При этом построение функциональной, стабильной и удобной системы невозможно без учета огромного количества нюансов, известных специалистам, поэтому приведенные сведения – не готовый рецепт, а скорее общий обзор подобного класса решений, а также та основа, опираясь на которую можно составлять собственный список пожеланий и вопросов специалистам.